Психология — статьи и консультации
no no no
 

Условия и критерии эффективности консультирования
30.05.2012

  • Основные виды работы практического психолога и консультирование

  • Консультирование в старших классах школы. Часть 4



  • Проблема разработки критериев и методов эффективности психологического консультирования особо актуальна в следующей ситуации:

    • когда в практике интенсивно развиваются различные подходы к оказанию психологической помощи населению;

    • когда увеличивается количество учреждений, которые занимаются подготовкой специалистов (по данным МО РФ на 2007 г. в стране оказывают помощь детям около 900 различных Центров психолого медико социальной помощи);

    • когда, как следствие указанного в предыдущем пункте, увеличивается разнообразие и количество специалистов (на коллегии МО РФ в 2000 г. называлась цифра 35000 педагогов психологов, работающих в учреждениях образования России, сегодня эта цифра уже практически удвоена – в 2003 г. – 65 тысяч; в 2007 – 64 тысячи педагогов психологов2), что, естественно, не может не сказаться на изменении требований к их профессиональной подготовке.

    Вопросы эффективности консультирования не всегда выделяются во многих пособиях, монографиях как специальные, т. е. в отдельные параграфы, разделы и т. п. Однако они постоянно рассматриваются в различных контекстах как обязательная составляющая проблемы организации и успешного, эффективного осуществления процесса консультирования.

    В контексте обсуждаемой проблемы нельзя не выделить такую важнейшую составляющую эффективности, как Требования к консультанту. Этот вопрос занимает особое место в связи с тем, что предметом анализа является личность специалиста. Условно здесь можно выделить три основные составляющие:

    1) требования к психологическим особенностям личности консультанта;

    2) требования к профессиональной подготовке консультанта;

    3) этические требования.

    Анализ известных подходов к решению данной проблемы показывает, что ряд авторов прямо не выделяют эту проблему. Другие – также специально ее не рассматривают, не выделяют данный вопрос как отдельный, но он постоянно включен у них в контекст обсуждения других, более общих проблем.


    В частности, в книге «Психотерапия» (под ред. Б. Д. Карвасарского) проблеме критериев эффективности посвящен отдельный параграф, в котором выделены и показаны:

    – 16 предпосылок их решения;

    – условия, которым должны удовлетворять критерии эффективности;

    – специфика оценки эффективности при решении разных профессиональных задач и т. п.1

    В работе А. В. Махнача, посвященной жизненному опыту и выбору специализации в психотерапии, отмечается, что наличие определенных личных качеств у психолога консультанта рассматривается почти во всех теоретических системах как важнейшее и необходимое условие профессиональной деятельности. Автор статьи обращает внимание на то, что в различных психотерапевтических концепциях (А. Адлер, К. Уитакер, Р. Мэй, К. Роджерс, В. Сатир, Дж. Морено и др.) выделяются разные качества личности специалиста, влияющие на эффективность оказания психологической помощи. Условно выделяются разные «модели», с помощью которых определяются наиболее значимые качества специалиста: компонентная, структурная, динамическая, прогностическая. Здесь же приводятся данные о той или иной роли различных факторов в становлении личности консультанта. В частности, о влиянии родительской семьи, личных ценностей и жизненной философии, событий собственной жизни, клинического опыта, образования. Отмечается, что влияние пяти переменных (клинический опыт, ценности, базовое образование, дополнительное образование, жизненный опыт) на выбор теоретической ориентации психотерапевта примерно одинаково2.

    Вас заинтересует

  • Основные виды работы практического психолога и консультирование

  • Консультирование в старших классах школы. Часть 4



  • Последние новости


    Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

    Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
    Читать далее »

    Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

    В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 12

    6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 11

    6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 10

    6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 9

    5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 8

    5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
    Читать далее »
     
    no no no