В настоящее время в России такие требования представлены прежде всего в следующих документах:
• образовательные стандарты подготовки специалистов;
• квалификационные требования и должностные обязанности специалиста;
• программы авторских учебных курсов;
• специальные работы по проблемам профессиональной подготовки и проблемам супервизии.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальностям 02040 «Психология», 022700 «Клиническая психология», 031000 «Педагогика и психология» и др. требования к профессиональной подготовке отражены, в частности:
1) в содержании основных задач, соответствующих его квалификации, среди которых выделяется следующая:
«владеть основными методами… психологического консультирования»; 2) в содержании учебной программы предмета «Клиническая психология», который включен в учебный план разных специальностей. Требования к профессиональному уровню отражены в государственных стандартах подготовки специалиста в квалификационной характеристике выпускника.
Например, по специальности 020400 «Психология» они выглядят следующим образом:
«Объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом – их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
– диагностическую и коррекционную;
– экспертную и консультативную;
– учебно воспитательную;
– научно исследовательскую;
– культурно просветительную».
Ранее мы уже отмечали следующее:
• консультирование не входит в число основных видов деятельности ни психолога, ни педагога психолога, но психологическое консультирование как учебный предмет они должны знать;
• основное содержание вопросов, относящихся к специфике психологического консультирования, включено только в учебную программу подготовки специалистов по специальности 03100000 как дисциплина предметной подготовки «Психологическое консультирование». Здесь выделены только такие вопросы как: «Теоретические основы психоконсультирования. Цели и задачи психоконсультирования. Структурные компоненты психологического консультирования. Этапы и фазы консультирования. Техники и методы консультирования. Этика практического психолога. Групповые и индивидуальные формы работы»;
• по специальности 02040 психологическое консультирование не входит в число общепрофессиональных дисциплин, а упомянуто только в содержании предмета «Клиническая психология» одной строчкой в ряду – «психологическое консультирование, коррекция и психотерапия».
В то же время, в Основном документе, определяющем деятельность службы практической психологии образования – «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» – консультативная деятельность относится к основным направлениям работы.
Требования к профессиональной подготовке также отражены в таких документах, как:
• квалификационные требования;
• должностные обязанности специалиста психолога.
Основное содержание профессиональной готовности Специалиста к психологическому консультированию представлено и в учебных программах, по которым осуществляется подготовка психологов, врачей психотерапевтов. С такими материалами можно познакомиться и через соответствующую нормативно правовую документацию. В частности, для практических психологов, работающих в системе Минздрава, это «Приложение 14 к Приказу Минздрава России № 294 от 30.10.1995 г.».
Вас заинтересует
Последние новости
Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
Читать далее »
В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
Читать далее »
6.21. Сообщение результатов.
А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях.
Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления.
6.22. Плагиат.
Психологи не выдают части или составляющие...
Читать далее »
6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании.
При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников.
6.14. Возможности в привлечении участников исследования.
А) Предлагая ...
Читать далее »
6.07. Ответственность.
А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников.
Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством.
...
Читать далее »
5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях.
А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
Читать далее »
5.02. Сохранение конфиденциальности.
Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать.
5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента.
А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
Читать далее »