Психология — статьи и консультации
no no no
 

Ранний детский аутизм (реплика невролога Воронова И.А.).
25.04.2012

  • Самый красивый город России. Санкт-Петербург.

  • Фотоработы Питера Кемпа


  • Доброго времени суток!
    Только люди,
    пораженные одинаковым недугом,
    понимают друг друга.
    Франц Кафка

    Сегодня 2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.
    Я хочу внести свою маленькую лепту в информировании об этом заболевании, в частности о раннем детском аутизме (РДА).

    Аутизм (детский аутизм) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра (Энциклопедия Википедия).

    Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге, однако генетика заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. Или возможно это мультифакториальное заболевание, где важно сочетание и генетической предрасположенности и других факторов. И как, генетическое заболевание, тут важно, когда начнёт «работать» патологический ген. Бывает так, что ребёнок развивается в принципе нормально, а через некоторое время (через 6, 12 месяцев, а то и в подростковом возрасте) начинаются отклонения в поведении.

    Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
    Ещё раз:
    1. недостаток социальных взаимодействий;
    2. нарушенная взаимная коммуникация;
    3. ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
    Почему я решил написать короткую заметку. Ведь этим нарушением занимаются психиатры, дефектологи и другие специалисты. Дело в том, что при различных нарушениях со стороны поведения, психических, истерических, задержки речевого развития и т.д., родители детей обращаются к неврологу. Невролог первый сталкивается (и возможно педиатр) со «странностями» поведения ребёнка. Наиболее часто возникают подозрения на аутизм или аутистическое поведение при обращении родителей детей на задержку речевого развития. В дальнейшем при расспросе, осмотре ребёнка, общении с ним и наблюдении за ребёнком в кабинете возникает впечатление об этом нарушении.
    И самое главное явления аутистических нарушений, аутизма становится всё больше. Возможно это моё субъективное впечатление, но я с таким нарушением я в последние годы сталкиваюсь всё больше.
    Обычно ранний детский аутизм, аутистическое поведение ставят в возрасте 2 – 3 года, хотя симптомы таких нарушений наблюдаются с раннего детского возраста, уже до 1 года, но такие нарушения выявляются чаще ретроспективно. И чаще диагноз, не составляет ни какого труда, гораздо сложнее тактично объяснить родителям, что происходит с их ребёнком. И особенно сложно сказать это первым.
    Я хочу привести два наблюдения из моей практики. Диагноз у обоих детей не установлен, но много вопрос остаётся.

    Рисунок ребёнка с аутизмом (Россия).

    Первый случай: Ко мне обратился педиатр. Она сказала, что смотрела ребёнка (возраст 1,5 месяца) и он не фиксирует взгляд и не следит за предметами. Причём я смотрел этого ребёнка непосредственно до осмотра педиатра, и он фиксировал взгляд и следил за предметами. Мы выехали с окулистом снова осмотреть этого ребёнка. Офтальмолог, ни какой патологии со стороны органы зрения не нашёл. Во время консультации я отметил, что ребёнок на меня активно реагирует, улыбается, смотрит с интересом, но «игнорирует» офтальмолога. И в тоже время активно реагирует на мать. Реагирует на яркий свет и шум, но нет реакции оживления с ней. Я не имею очков, усов или каких-то других внешних атрибутов, чтобы на меня ребёнок реагировал, а на офтальмолога не реагировал, и не было бы комплекса «оживления». Такая избирательность, выборность реакции на людей меня насторожила. Были даны рекомендации развесить яркие игрушки, сделать весёлые яркие детские обои; позже ребёнку видеть разных людей и детей. Были назначены определённые препараты. В настоящее время этому ребёнку 1 год. Он произносит слоги, стал лучше реагировать на разных людей, но иногда отмечается определённая неадекватность поведения, реагирования на разные ситуации. Нет указательного жеста пальцем.

    И случай, который произошёл совсем недавно. Ко мне на приём пришла семейная пара с ребёнком. С порога они были оба возбуждённые. И стали спорить при первом моём вопросе есть ли какие-то жалобы на ребёнка. Мама волнительно и сбивчиво говорила, что с ребёнком что-то не так, что она чувствует, что она какая-то не такая, но не может точно сказать, что с ней. Она говорила, что ребёнок не хочет сидеть, не хочет ползать, а ей 9 месяцев. Отец ребёнка постоянно перебивал мать и громко говорил, что с ребёнком всё нормально, что она просто такая и не хочет сидеть, что она на маму не реагирует потому, что мама в таком депрессивном состоянии. И тут я их перебил. Подождите, то есть вы хотите сказать, что она на папу реагирует, а на маму нет? Да, - сказали они. Дальше выяснилось, что я смотрел ребёнка в 1 и 3 месяца, и ни какой патологии не выявил. И со слов мамы ребёнок до 4 месяцев развивался нормально, а потом она стала отмечать странности, которые отец ребёнка отвергает. Я стал осматривать ребёнка. Девочка пассивная. Ни каких отклонений в неврологическом статусе я не выявил. Мышечный тонус и сухожильные рефлексы хорошие. Парезов и даже нарушения мышечного тонуса нет. Девочку посадишь – она сидит. Поставишь – она стоит, но не делает это сама, а ей 9 месяцев! И самое главное она спокойно на меня реагирует. Смотрит на меня, как на «мебель». Обычно в возрасте 9 месяцев дети чётко реагируют на чужих и при осмотре, манипуляциях врача начинают плакать. Ну, хотя бы есть чувство взгляда «глаза в глаза». А тут такого не было.

    В данный момент я точно не знаю, что с ребёнком, возможно у неё какое-то генетическое заболевание а, возможно у неё аутистиеское поведение, и возможно в дальнейшем у неё не будет ни каких отклонений. Необходимо наблюдение! Я так и сказал родителям, что меня ситуация тоже настораживает. И долго объяснял отцу почему. И честно сказал, что не могу дать прогноз. И важно проводить наблюдение за ребёнком. Дал определённые рекомендации, и рекомендовал показаться через месяц.

    Привёл я эти случаи, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблемам аутизма и аутистического поведения!

  • Самый красивый город России. Санкт-Петербург.

  • Фотоработы Питера Кемпа



  • Последние новости


    Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

    Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
    Читать далее »

    Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

    В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 12

    6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 11

    6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 10

    6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 9

    5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 8

    5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
    Читать далее »
     
    no no no