Психология — статьи и консультации
no no no
 

Помогите…. Как мне различить качественные и относительные прилагательные…. Я не понимаю…. Как можно понятнее
01.01.2001


Помогите.... Как мне различить качественные и относительные прилагательные.... Я не понимаю.... Как можно понятнее....

  • Качественные и относительные имена прилагательные. Запутались?

    Качественные имена прилагательные

    Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета. Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной) , форма (прямоугольный, квадратный) , физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный) , временные и пространственные признаки (медленный, глубокий) , общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый) и др.

    Также большинство (но не все! ) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков, по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:

    1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.

    Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.

    2) Образуют краткие формы. Долгий – долог, мелкий – мелок.

    3) Сочетаются с наречиями меры и степени. Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.

    4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть) , -изн-, -ев-, -ин-, -от-: великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.

    5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами: злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.

    6) Могут иметь антонимы: большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.

    Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.

    Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета, – значит, оно качественное.

    Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный, зато можно образовать наречие прекрасно. Вывод: прилагательное качественное.

    Относительные имена прилагательные

    Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал, из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата) ; место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы) ; назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей) и др.

    Признаки эти не временные, а постоянные, поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный) , не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет) и т. д.

    Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.

Вас заинтересует



Последние новости


Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
Читать далее »

Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 12

6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 11

6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 10

6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 9

5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 8

5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
Читать далее »
 
no no no