Психология — статьи и консультации
no no no
 

Определите тему, основную мысль текста. Оззаглавте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях
01.01.2001


Определите тему, основную мысль текста. Оззаглавте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях
Как гений Пушкина навеки озарил горизонты русской музыки, так и в украинской звуковой культуре путеводной звездой стало наследие Тараса Шевченко. «Все поют Шевченко, — говорил замечательный наш певец Иван Козловский, — и не петь его невозможно. Он творил для многих поколений» .

Богатейшую музыкальную Шев-ченкиану открыл родоначальник украинской профессиональной музыки Н. Лысенко, создав семь серий «Музыки» к «Кобзарю» . А всего на тексты поэта выдающийся композитор написал более восьмидесяти произведений. Традицию эту продолжили многие другие украинские музыканты. Можно вспомнить оперы «Катерина» Н. Аркаса, «Наймичка» и «Сотник» М. Вериковского, «Назар Стодоля» К. Данькевича, его же балет «Лилея» . Особая популярность выпала, ' пожалуй, на долю шевченковского «Заповита» . В той или иной форме к нему обращались Л. Ревуцкий и Ф. Козицкий, К. Сте-ценко и Б. Лятошинский, П. Сокаль-ский, Я. Степовой, Ю. Мейтус и др. Образ великого Кобзаря запёчатлён в разных сочинениях, в том числе в опере «Тарас Шевченко» Г. Майбороды.

Поэзия Шевченко была близка и крупнейшим русским композиторам. К ней обращались М. Мусоргский (песни «Гопак» , «Утоптала стежечку» , пьеса «На Днепре») , А. Серов (песня «От села до села») , П. Чайковский (романс «Вечер») , С. Рахманинов (песня «Полюбилася я») . Внесли свой вклад в Шевченкиану и многие авторы XX века.

Такое внимание объясняется и духовным богатством шевченковских образов, и их особой, внутренней музыкальностью. Недаром свою статью о поэте М. Шагинян назвала «Музыкант» . В ней есть такое проницательное наблюдение: «В детстве, пастушком, он заслушивался унылыми звуками сопилки, пастушьей свирели, пел все украинские песни, какие пелись в то время, привык разбирать и отличать пение и свист любой птички в траве, в рощах, наслаж-дался, слушая Днепр, как он "реве, ревучий". Эти острые детские впечатления однотонных, повторяющихся, внутренне аллитерирующих звуков природы, этот усвоенный живой ритм языка зверей и стихий одарили Шевченко своеобразной и не имеющей себе равной в мире — воркующей (повторно нанизывающей однозвучные ритмы, однозвучные образы, внутренние рифмы) прелестью стиха, нигде и никогда не искусственной, совершенно народной, действующей, как сама природа» .

Как свидетельствуют современники, «музыку Шевченко любил страстно, особенно пение.. . Любил и сам петь, где "траплялась" гитара. Пел неважно, хотя и с большим чувством: голосу не хватало, да и аккомпаниман всё как-то не налаживался» . Известно, что он высоко ценил творчество М. Глинки и А. Даргомыжского, был и курсе достижений западноевропейской музыки, преклонялся перед А. Моцартом и Л. ван Бетховеном. Так, в прозаической повести «Варнак» , рассказывая о воспитательнице в панском семействе, он пишет: «Она просиживала до полуночи за фортепиано, варьируя чудные создания Бетховена (это был её любимый композитор, только что явившийся в музыкальном мире).. . Через год с небольшим мы с нею играли в четыре руки некоторые создания Моцарта н Бетховена» .

Шевченко также проявлял интерес к музыке Ф. Гайдна, К. Вебера, Д. Россини, В. Беллини, Я. Мендельсона, Ф. Шопена. Так что ом был в курсе достижений музыкальной культуры и прошлого и своего времени. Но первая и вечная любовь — украинская песня. (' ней были связаны его светлые и печальные воспоминания, в ней ощущал он неизбывные силы родного народа. Песня сопровождала поэта в его нелёгкой судьбе. С каким волнением слушал ссыльный поэт знакомые напевы. «Я забывал, что в казармах слушаю эту оча-р ( »нательную песню. Она меня переносила на берег Днепра, на воно, на мою милую родину... » Да и вся поэзия Тараса Шевченко — м о задушевная песня, по сей день рождающая ответный отклик в сердцах людей.

(По материалам периодических изданий)

  • В украинской звуковой культуре путеводной звездой стало наследие Тараса Шевченко. «Все поют Шевченко, — говорил замечательный наш певец Иван Козловский, — и не петь его невозможно. Он творил для многих поколений» .
    У него был широкий спектр вкусов, он очень любил Гайдна, Моцарта и Бетховена, постоянно к ним обращался. Боготворил Шопена, Мендельсона. Очень хорошо знал тогдашних виртуозов: Паганини, Серве, Вьетана, в его произведениях упоминаются десятки фамилий. Все это говорит о том, что Шевченко — интеллигент высочайшего художественного вкуса. Песня сопровождала поэта в его нелёгкой судьбе.
    Своей мелодикой, ритмической виртуозностью стихи Тараса Шевченко создают автору славу одного из самых музыкальных поэтов мира.

Вас заинтересует



Последние новости


Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
Читать далее »

Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 12

6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 11

6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 10

6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 9

5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 8

5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
Читать далее »
 
no no no