Психология — статьи и консультации
no no no
 

Нормативная и процессуальная составляющие консультационного процесса
27.05.2012

  • Интервьюирование Консультирование Психотерапия

  • Становление службы практической психологии образования и консультирование. Часть 7


  • 1. «…условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы»1.

    2. «Технические этапы психологического консультирования:

    – установление контакта профессионального консультирования;

    – предоставление пациенту возможности выговориться…;

    – предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

    – совместная с пациентом переформулировка проблемы;

    – заключение динамического контракта…;

    – формирование регистра возможных решений проблемы…;

    – выбор оптимального решения.;

    – закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения…;

    – завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения…»2

    3. Авторы пособия «Психологическое консультирование подростков инвалидов», опираясь на своеобразие содержания работы с данной категорией консультируемых, выделяют 6 этапов (блоков): подготовка; установление контакта и доверительного диалога; исследование ситуации; постановка цели; поиск решений; подведение итогов. При этом авторы подчеркивают, что «…выделенные этапы могут служить лишь одним из оснований профессиональной рефлексии психолога»3.

    4. Колпачников В. В. В своей учебной программе выделяет 4 основных этапа – начальный; этап расспроса клиента; этап оказания психологического воздействия; заключительный этап4.

    5. Меновщиков В. Ю. Связывает стадиальность процесса консультирования со структурой основного метода – интервью. Пытаясь показать общее и особенное у разных авторов (Г. Хэмбли, Р. Мэй, Г. С. Абрамова), рассматривающих особенности собственно процесса психологического консультирования, он приводит сравнительную таблицу, которая позволяет ему ограничиться выделением 4 стадий: установление контакта – исследование и осознание задачи; перебор гипотез; решение; выход из контакта5.

    6. Бондаренко А. Ф. Приводит свое представление об этапах психологической помощи во всех разновидностях, включая консультирование. В частности, он выделяет 4 основных этапа – начальный (этап вхождения в ситуацию психологической помощи; этап действования и проживания ситуации психологической помощи; этап вхождения в новый опыт; этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом1.

    7. Авторы пособия «Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство» приводят пример пятишаговой модели консультирования, в которой выделяются следующие этапы:

    – взаимопонимание/структурирование. «Привет!»;

    – сбор информации. Выделение проблемы, идентификация потенциальных возможностей клиента. «В чем проблема?»;

    – желаемый результат. К чему хочет прийти клиент? «Чего вы хотите добиться?»;

    – выработка альтернативных решений. «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;

    – обобщение. Переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?»2.


    Представленная в Приложении 2 таблица дает возможность понять не только функции и цели каждой из указанных в примере 7 стадий, но и культурные и индивидуальные проблемы, возникающие на каждой из них.

    Вас заинтересует

  • Интервьюирование Консультирование Психотерапия

  • Становление службы практической психологии образования и консультирование. Часть 7



  • Последние новости


    Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

    Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
    Читать далее »

    Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

    В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 12

    6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 11

    6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 10

    6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 9

    5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 8

    5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
    Читать далее »
     
    no no no