Психология — статьи и консультации
no no no
 

Лингвистический комментарий И. А. Гончарова к фрагменту романа “Обломов”
01.01.2001


Лингвистический комментарий И. А. Гончарова к фрагменту романа "Обломов"
Лингвистический комментарий И. А. Гончарова к фрагменту романа "Обломов". Помогите, пожалуйста, ничего в этом не смыслю :((

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ — комментарий с толкованием текста с лингвистической точки зрения, иногда в виде словаря, отсылающего к тем местам текста, где включенные в словарь слова и словосочетания употреблены у автора.

    Почему Обломов не встает с дивана?
    Начнем с имени героя - Илья Ильич Обломов.
    Из словаря В. И. Даля:
    "Облом" - все, что не цело, нарушилось, обломилось;
    "Илья" - верный, крепкий, надежный.
    Имя и фамилия героя противопоставлены. Этим подчеркивается неоднозначность героя. В то же время имя указывает на нравственные качества героя.
    "Ильич" - сын Ильи. Значит, он вдвойне "верный, крепкий, надежный". Но Обломов - сын того самого Ильи, который весь свой век прожил в Обломовке. Противоречия образа усиливаются.
    Перед Ильей Ильичом и читателем проходит целый ряд второстепенных персонажей - Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они зовут Илью Ильича гулять, пытаются поднять его с дивана. Вспомните, кто они по роду занятий. Волков - столичный франт, служит, но в должности почти не бывает. Судьбинский - чиновник, карьерист. Пенкин - литератор, желчный. Пошлый обличитель. Этот ряд людей нужен автору для сопоставления их с Обломовым. Вот такая могла быть жизнь у Обломова, если бы он встал с дивана. Чем была бы наполнена его жизнь? Движением, но пустым, суетливым - светские развлечения, погоня за карьерой. Как относится Обломов к своим приятелям? Он их жалеет. В их жизни нет ничего, отвечающего высокому назначению человека.
    "...вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу; это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: "Этому дали то, тот получил аренду". - "Помилуйте, за что? " - кричит кто-нибудь. "Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч! " Скука, скука, скука!. . Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? "
    Если Обломов начнет жить светской жизнью он потеряет человечность, нравственную целостность.
    Вспомним, роман был опубликован в 1859 году. В 50-е годы XIX века русская жизнь делала резкий разворот. Патриархальный уклад, с его особым бытом, мышлением, системой жизненных ценностей (а ведь именно он сформировал Обломова!) , уходил в прошлое. На смену ему шел новый, буржуазный уклад. Это закономерно, неизбежно, прогрессивно. Но вопрос о нравственной состоятельности "нового" оставался открытым.
    Так почему Обломов не хочет встать с дивана? Это не только позиция, но и протест: он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству.

Вас заинтересует



Последние новости


Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
Читать далее »

Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 12

6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 11

6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 10

6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 9

5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
Читать далее »

Этические стандарты. Часть 8

5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
Читать далее »
 
no no no