Психология — статьи и консультации
no no no
 

Консультирование в старших классах школы. Часть 4
14.05.2012

  • Основные виды работы практического психолога и консультирование

  • Условия и критерии эффективности консультирования. Часть 3


  • Работа в старших классах предполагает учет характера социокультурных условий, в которых происходит развитие личности. В качестве примера приведем данные конкретных исследований, отражающих специфику определенных условий, в которых происходит развитие детей.


    Изучение тенденций в развитии направленности личности старшеклассников сельских и городских школ показало следующее:

    а) основной тенденцией в становлении личности учащихся данного возраста, независимо от места проживания, является «направленность на общение»;

    б) у учащихся городских школ выделяются два вида направленности – «на себя» и «на общение»;

    в) в плане социальной адаптации старшеклассники сел превосходят учащихся городских школ, особенно это проявляется в группе с «направленностью на общение»;

    г) заметны различия учащихся сельских и городских школ в плане социальных отношений, что, в первую очередь, связано с особенностями «пространства общения»2.

    В другом исследовании были получены следующие результаты:

    а) в ценностных ориентациях городских и сельских старшеклассников имеются существенные различия, которые выражаются в том, что у городских более высокий ранг имеют ценности: «материально обеспеченная жизнь», «продуктивная жизнь», «творчество», а у сельских – ценности: «жизненная мудрость», «свобода», «развлечения», «счастье других», «красота»;

    б) в ранжировании ценностей средств городскими старшеклассниками в обоих срезах на 1 месте – «образованность», а у сельских – «воспитанность»;

    в) у городских более высокие ранги в обоих срезах имеют ценности: «образованность», «независимость», «жизнерадостность», «эффективность в делах», «твердая воля», «рационализм», а сельские более высокий ранг отдают ценностям: «аккуратность», «чуткость», «высокие запросы»1.


    На этом этапе перед личностью все чаще и реальнее становятся требования принятия Самостоятельных Решений по поводу Своей Жизни. Такие проблемы возникают уже в подростковых классах в связи с необходимостью принятия решения о продолжении образования. Но в ранней юности они становятся основными, определяющими состояние психологического здоровья личности. Именно на этом основании отдельные специалисты выделяют среди основных, возможных вариантов неблагополучного хода развития следующие:

    • диффузия идентичности;

    • диффузия времени;

    • застой в работе;

    • отрицательная идентичность2.

    Мы уже не раз отмечали, что при работе в старших классах важно учитывать половозрастные аспекты развития личности. На данном этапе развития эти аспекты могут рассматриваться в разных контекстах. В частности, один из важных моментов психологической готовности к выходу в самостоятельную жизнь в старшем школьном возрасте связан со способностью эффективного межполового общения. Подробно об этом можно прочитать в разных источниках3.

    Вас заинтересует

  • Основные виды работы практического психолога и консультирование

  • Условия и критерии эффективности консультирования. Часть 3



  • Последние новости


    Интервьюирование Консультирование Психотерапия. Часть 2

    Наиболее подробно на этом вопросе останавливаются П. П. Горностай, С. В. Васьковская, Которые пишут: «Консультирование – одна из форм оказания человеку профессиональной психологической помощи …По характеру оказания помощи консультирование наиболее близко к психотерапии. Кое кто из спе...
    Читать далее »

    Становление практической психологии и характер задач, решаемых ею на каждом этапе. Часть 4

    В то же время, обслуживая цели и задачи какой либо сферы деятельности, практический психолог решает и собственно психологические задачи. По этому основанию можно выделить главные направления и виды деятельности практикоориентрованного психолога. В частности, в большинстве пособий сюда относя...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 12

    6.21. Сообщение результатов. А) Психологи не выдумывают и не фабрикуют данные и не фальсифицируют результаты в своих публикациях. Б) При обнаружении ошибок в уже опубликованных материалах психологи делают все возможное для их исправления. 6.22. Плагиат. Психологи не выдают части или составляющие...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 11

    6.13. Осознанное согласие при видеозаписи или фотографировании. При использовании в исследовании видеозаписи или иных форм записи, позволяющих идентифицировать участников, психологи должны получить на это согласие участников. 6.14. Возможности в привлечении участников исследования. А) Предлагая ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 10

    6.07. Ответственность. А) Проводя исследование, психологи проявляют повышенное внимание и уважение к индивидуальности и благополучию участников. Б) Психологи несут ответственность за этические моменты исследования независимо от того, проводят ли они его сами или оно идет под их руководством. ...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 9

    5.08. Использование конфиденциальной информации в дидактических или иных целях. А) В своих публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, которая может быть идентифицирована в отношении предоставивших ее лиц или организаций, если тол...
    Читать далее »

    Этические стандарты. Часть 8

    5.02. Сохранение конфиденциальности. Главной обязанностью психологов является сохранение права на конфиденциальность всех тех, с кем психологам приходится работать. 5.03. Минимизация вторжения во внутренний мир клиента или пациента. А) Для предотвращения вторжения во внутренний мир клиента или п...
    Читать далее »
     
    no no no